Три брата из Ольшанки вместе ушли на фронт, вместе воевали, победили и вместе вернулись, чтобы возрождать родную Беларусь
У Федора Наумовича и Ирины Павловны Водчиц было шестеро детей. По меркам тех времен — обычное дело. Семья крестьян из Ольшанки трудилась от зари до заката и надеялась на лучшую жизнь. Увы, летом 1941 года фашистская нечисть перечеркнула все планы. Партизаны в окрестностях родной Ольшанки появились очень скоро. Напомним, именно на полесских землях легендарный Василий Корж создал первый партизанский отряд в Белоруссии. Василию Захаровичу принадлежат такие слова:
«Мы воюем за народ! Наша опора и надежда — местное население. Никогда не обижайте мужика! Голоден — попроси, люди последним поделятся. Силой возьмешь — никогда не простят обиду. Не обижать, а защищать население наше призвание».
Глава семьи вместе с супругой стали помогать лесным мстителям: Ирина пекла хлеб, а Федор ночью относил его партизанам. А также докладывал им обстановку по деревням. Сыновья Максим, Павел, Николай, зять Василий заметили, что их отец часто куда-то уходил по ночам, и, узнав, что тот помогает партизанам, также стали, рискуя жизнью, доставлять продукты и информацию лесным мстителям. К несчастью, нашлись предатели, которые выдали Василия, немцы расстреляли его. Так дочь Федора Стася стала молодой вдовой.
В июле 1944 года войска 61‑й и 28‑й армий 1‑го Белорусского фронта во взаимодействии с партизанскими формированиями, кораблями Днепровской военной флотилии и авиацией 6‑й воздушной армии освободили пинскую землю от нелюдей-нацистов. Четвертый день августа того же года стал знаковым для семьи Водчиц. Сразу трое сыновей из четверых, Максим, Павел и Николай, были призваны в регулярную армию, причем все в одно воинское подразделение — 244‑й стрелковый полк 41‑й стрелковой Краснознаменной дивизии. Так и стали служить вместе, освобождая от коричневой чумы города и села Европы… Младший брат, восьмилетний Александр, или, как его звали родные на полесском диалекте, Олэсь (с ударением на «О»), остался их ждать с войны.
Брат за братом
Вот как на сайте РУП «Белстройцентр» ведущий экономист отдела экономики и планирования Наталья Бункевич, внучка Павла Федоровича, рассказывает о своем дедушке и его братьях:
— За время войны им не раз предлагали перераспределение в разные отряды, чтобы была большая вероятность сохранить жизнь хотя бы одному из братьев. Но они отказались и прошли свою доблестную службу втроем в одном отряде, плечом к плечу. Войну завершили на берлинской земле, вернувшись живыми и невредимыми в родную Ольшанку. На гимнастерках братьев сверкали ордена и медали, завоеванные в боях. У Павла два ордена Славы — III и II степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией»… Всего на троих братьев было 18 боевых наград.
* * *
Павел Федорович Водчиц свой наградной счет открыл в феврале 1945 года медалью «За боевые заслуги». В семье бережно хранят наградной лист, в котором такие строки:
«Помощник наводчика станкового пулемета 2‑й пулеметной роты красноармеец Водчиц Павел Федорович в бою 08.02.1945 года в районе д. Будшен Бранденбургской провинции (Германия) под обстрелом противника подполз с пулеметом к доту (долговременной огневой точке) и огнем из своего пулемета по амбразурам заставил замолчать пулемет противника, дал возможность саперам поднести тол и взорвать дот».
Следующая награда, орден Славы III степени, не заставила себя долго ждать. То, как действовал белорус в бою под немецким городом Лебусом, достойно экранизации. Рембо и прочие заморские боевики по сравнению с Павлом Водчицем просто дети. Приводим фрагмент из наградного листа:
«В бою при прорыве обороны противника в районе западного города Лебус 16 и 17 апреля товарищ Водчиц П.Ф.,
поддерживая своим пулеметом стрелковое подразделение, выдвинул пулемет вперед и зашел в тыл противника. Наделав паники и расстроив боевые строи немцев, товарищ Водчиц П.Ф., расстреливая убегающих в панике, уничтожил до 30 солдат.
При сражении контратаки противника в районе деревни Шёнфлисс (Лебус, Меркиш-Одерланд, Бранденбургская провинция, Германия) товарищ Водчиц П.Ф. из станкового пулемета подавил огонь в ручных пулеметах противника с их прислугой, чем дал возможность быстрее продвинуться вперед стрелковым подразделениям».
Мирное время
Вместе Максим, Павел, Николай ушли на войну и вместе вернулись в родную Ольшанку. На смену боевым подвигам пришли трудовые: родную землю надо было поднимать из руин. Наталья Бункевич вспоминает:
— Братья всегда были дружны. Собирались вместе на праздники, за столом пели песни русские, белорусские, украинские — получался такой замечательный мужской хор! Особенно они любили петь «По диким степям Забайкалья», «По Дону гуляет», «Ой при лужку, при лужке», «Стоiть гора високая, попiд горою гай». В День Победы обязательно пели «Катюшу», «На море на рейде эсминец стоял», «Прощание славянки», «День Победы» и другие. Дедушка в мирное время работал на лесозаготовках, сплавлял лес по Огинскому каналу, потом на зерномолотилке (молол жито, дробил зерно), а с 1960 года до самой пенсии трудился трактористом.
Всю жизнь работал он в поле, любил землю. Умер 9 сентября 1991 года в поле — во время работы остановилось сердце. Когда мы проезжаем это поле, то так и говорим — дедушкино поле.
Белорусской земле свою трудовую жизнь посвятили не только фронтовики Павел, Максим и Николай Водчицы, но и их младший брат Александр, которому было всего пять лет, когда началась война.
Сегодня Александру Федоровичу 87, и он со своей женой по сей день в трудовом строю: занимаются пчеловодством, ведут личное хозяйство… Можно себе представить, с какой любовью и гордостью смотрели на своих сыновей их родители Федор и Ирина. Они прожили вместе более полувека и ушли на вечный покой в середине 1970‑х. К слову, Павел превзошел своих родителей. Если у них было шестеро детей, то у Павла и его супруги Марии — девять! По-разному сложились их судьбы, разные профессии получили: инженеры, бухгалтер, водитель, медицинская сестра, мастера… Но все они свято чтут подвиги своих героических дедов и прадедов.
Мы этой памяти верны…
Когда-то фашисты хотели, чтобы на белорусской земле как можно меньше осталось тех, кто будет жить, работать и давать жизнь новым поколениям. Не вышло, наши деды в тяжелейшей борьбе не только изгнали коричневую сволочь за пределы Советского Союза, но и дошли до Берлина. Для нескольких послевоенных поколений рода Водчиц годы военного лихолетья навечно закреплены в памяти. Внучка Павла Водчица Наталья Бункевич рассказывает:
— Когда я впервые читала в наградных листах, что мой дедушка, тот самый, у которого я любила сидеть на коленях, тот, которому я дарила самодельные открытки с Днем Победы, тот, который плохо слышал к концу жизни и поэтому громко говорил, отчего я порой вздрагивала, что он с пулеметом весной 1945‑го прорвался в тыл врага, лично уничтожил 30 фашистов…
Что тут можно сказать: в такой момент хочется упасть перед его могилой на колени, положить земной поклон и произнести: «Спасибо, дедушка, за все, спасибо за мою жизнь!»
Нет в живых уже дедушки, его братьев-фронтовиков. Но они оставили после себя достойную поросль. Только у Павла и Марии Водчиц 17 внуков и 23 правнука, где мужья и жены, дети и внуки да правнуки насчитывают почти 80 человек! А если посчитать всех потомков братьев Водчиц да семьи их сестер Марии и Анастасии, то получится несколько сотен человек! И страшно подумать, что если бы эти простые деревенские ребята из Ольшанки, Павел, Максим и Николай, по сути, мальчишки, ведь им тогда было 18, 20 и 22 года, не вернулись с войны, сотни их потомков могли не увидеть этот свет, не жить…
* * *
Братья Водчиц сделали все, чтобы не горели наши села и города, чтобы мы не узнали, что такое рабский труд на немецких землях, и не прошли ужасы нацистских концлагерей. Лютый враг, в том числе и благодаря им, был вышвырнут подальше от белорусской земли. Чтобы сегодня мы могли трудиться на благо своих семей и Беларуси, растить детей, петь песни в родном краю, радоваться жизни… Вечная память героям Великой Отечественной.
Олег УСАЧЕВ, sb.by