Чаще всего с подобными схемами сталкиваются работники образования и здравоохранения, но жалобы поступали и от потерпевших из других отраслей
Задача мошенника – убедить «подчиненного» перечислить ему деньги, отдать наличные курьеру или получить банковские данные.
Для реализации такой схемы преступники:
- ИЗУЧАЮТ чаты трудовых коллективов в мессенджерах
- СОБИРАЮТ информацию об организации и руководителях
- СОЗДАЮТ в мессенджерах учетные записи от имени руководителей
Далее с помощью фейкового аккаунта руководителя мошенники вступают в переписку с подчиненными и дают определенные указания или разъяснения.
Например, «руководитель»:
- сообщает о предстоящем разговоре с якобы сотрудниками правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов
- просит сохранить конфиденциальность общения
- в переписке может упомянуть, что занят, но при этом продолжает писать сообщения
Для убедительности мошенники звонят или отправляют голосовые сообщения с голосом руководителя, созданные с помощью ИИ. Чтобы вызвать у человека доверие, могут прислать фотографию удостоверения или копии каких-либо служебных документов, которых, на самом деле, не существует.
Как распознать сообщение или звонок от фейкового босса?
Не спешите тут же отвечать!
- ПРОВЕРЬТЕ правильность номера телефона или аккаунта в мессенджере
- ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ: скрыт номер телефона звонящего
- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, не предлагает ли мессенджер сам заблокировать звонящего. Если на экране переписки есть уведомления «добавить» и «заблокировать», то звонящего нет в списке ваших контактов
- ВЕРНЕЕ ВСЕГО будет заблокировать аккаунт фейкового босса
- СВЯЖИТЕСЬ с руководителем по стационарному телефону