В Пинском райисполкоме будут работать «горячие линии» по вопросам защиты прав потребителей 15 марта 2024 г. с 9.00 до 13.00 часов по телефонам 36-35-37 и 36-35-30
Потребитель и предприниматель: доверие для
развития
В соответствии с Указом Президента
Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках,
праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в
республике отмечается День защиты прав потребителей.
В 2024 году День защиты прав
потребителей проходит под девизом: «Потребитель и предприниматель: доверие для
развития».
Тема «Потребитель и предприниматель:
доверие для развития» призвана привлечь внимание общества к проблемам
взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства
доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики. Основа
такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов
Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
Главное для потребителя - изучить свои
права. Это позволит если не избежать конфликтных ситуаций, то выйти из них
победителями с минимальным материальным и моральным ущербом.
В Республике Беларусь государственные
органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции.
Координация деятельности в данной сфере возложена на Министерство
антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В Пинском районном исполнительном комитете
обязанности уполномоченных по защите прав потребителей возложены на главного
специалиста сектора по работе с обращениями граждан и юридических лиц
юридического отдела Пинского райисполкома Жимань Наталью Алексеевну, г. Пинск
ул. Днепровской флотилии, 21, каб. 64, и главного специалиста отдела экономики
Пинского райисполкома Лягускую Татьяну Александровну, г. Пинск ул. Днепровской
флотилии, 21, каб. 58.
В 2023 году в райисполком поступило 12
обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сферах
торговли и оказания услуг. На постоянной основе осуществляется консультирование
граждан, обратившихся по вопросам защиты прав потребителей. Досудебное
урегулирование споров в 2023 году составило 70%.
В соответствии с компетенцией все обращения
граждан в сфере защиты прав потребителей рассмотрены: подготовлены претензии,
при отсутствии либо нежелании продавца (исполнителя) урегулировать возникший
спор в досудебном порядке – оказана помощь в составлении исковых заявлений для
подачи в суд. Из года в год отмечается более активное стремление граждан
защищать свои права потребителя в суде.
К типичным нарушениям прав потребителей в сфере выполнения
работ (оказания услуг) относятся:
- нарушение сроков выполнения
работ (оказания услуг);
- отступление от условий
договора, ухудшившие результат работы (услугу);
- несоблюдение исполнителем
установленных сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной
услуги).
В соответствии с
пунктами 1-3 статьи 30 Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите
прав потребителей»:
1. Если исполнитель
нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), отдельных этапов выполнения
работы (оказания услуги), а также иные сроки, предусмотренные договором, или во
время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет
выполнена в срок, потребитель вправе по своему выбору:
1.1. назначить
исполнителю новый срок;
1.2. поручить
выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или
выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных
расходов;
1.3. потребовать
соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание
услуги);
1.4. расторгнуть
договор о выполнении работы (оказании услуги).
2. Потребитель
также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с
нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).
3. Назначенные
потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в
договоре о выполнении работы (оказании услуги).
В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.