Каждый день, посещая магазин, либо оставаясь дома перед экраном компьютера и пользуясь услугами интернет - магазина, мы становимся в определенный момент потребителями товаров и услуг, а значит, приобретаем соответствующие права и обязанности. Вопросом как защитить свои права потребителя, как вернуть некачественный товар, качественный, но не нужный, или приобретенный по завышенной цене, поддавшись уговорам продавца, задаются многие из нас.
В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей».
Статьей 16 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя в случае не получения необходимой и достоверной информации о товаре, если договор заключен, - расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель обязан возвратить товар продавцу.
Как раз такой информацией о товаре (работе, услуге) является информация, указанная в статье 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», в том числе:
наименование товара, виды и особенности предлагаемых работ (услуг);
указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (результатов работ, услуг), а в отношении пищевых продуктов - о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать потребителя), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случаях и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья потребителя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с требованиями нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), о показаниях к применению отдельными возрастными группами;
цену и условия оплаты товаров (работ, услуг);
гарантийный срок, если он установлен;
рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если этого требует специфика таких продуктов;
дату изготовления, и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров (результатов работ), указание условий хранения товаров;
наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца, исполнителя);
сведения о подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
количество или комплектность товара (результата работы);
штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством;
необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами, в том числе ухода за ними.
Как следует из вышеизложенного, Закон предусматривает достаточно объемный перечень информации, которую продавец обязан предоставить покупателю.
Если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент его доставки, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.