В соответствии со статьями 20 и 21 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»
Наниматели имеют право:
- принимать на работу
граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами,
имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;
- получать от органов
государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии
рынка труда;
- обжаловать решения,
действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения в
вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным
лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.
Наниматели обязаны:
- участвовать в проведении государственной
политики в области содействия занятости населения на основе соблюдения
законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров,
соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления
дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд,
профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;
предоставления сверх установленной законодательством дополнительной
материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если
это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым
договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан,
особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях
конкурировать на рынке труда;
- своевременно (не позднее чем
за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и
профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников
(категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в
течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном
законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются
Министерством труда и социальной защиты;
- не менее чем за два месяца до
высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением
деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата
работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной
защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии
(специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;
- принимать на работу граждан, направленных
органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в
соответствии со статьей 11 настоящего Закона;
- принимать на работу
выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения
(перераспределения) или направления (последующего направления) на работу;
- создавать рабочие места (в том
числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для
трудоустройства граждан, указанных в статье 11 настоящего Закона. Минимальное
количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и
распорядительными органами или специальными государственными программами;
- создавать рабочие места для
трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья,
профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с
выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
- письменно уведомлять органы по
труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест
(вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда
и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать
дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих
местах (вакансиях);
- информировать органы по труду,
занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о
наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по
труду, занятости и социальной защите, в день заполнения;
- предоставлять оплачиваемые
общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с
перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и
распорядительными органами;
- осуществлять контроль за
ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и
социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и
социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную
надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке
на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и
выполнения ими трудовых обязанностей;
- перечислять обязательные
страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.
При приеме на работу
гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите,
наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и
социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме
на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной
защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении органа по
труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и
причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и печатью
организации и возвращает направление гражданину.
Не допускается отказ
нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному
постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для
трудоустройства.
Ликвидация рабочих мест,
созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных
условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с
указанными органами.
Ответственность нанимателей за нарушение законодательства в области занятости населения в соответствии с
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях
Статья 10.11. Hарушение
законодательства о занятости населения
1. Невыполнение
нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе
специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для
трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных
на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые
обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей,
находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность
создания таких мест предусмотрена законодательством, –
влечет наложение штрафа
в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо –
до ста базовых величин.
2. Невыполнение
нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства
работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального
заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими
трудовых обязанностей у данного нанимателя, –
влечет наложение штрафа
в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо –
до ста базовых величин.
3. Неуведомление
органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в
полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом
нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией
юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя
или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих
мест (вакансий) –
влекут наложение штрафа
в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.
Статья 10.12. Нарушение
законодательства о труде
1. Необоснованный отказ должностного
лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по
труду, занятости и социальной
защите в счет брони, выпускника государственного учреждения
профессионально-технического, среднего специального или высшего образования,
направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или
договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и
этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу
иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным,
-
влекут наложение штрафа
в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Форма "Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий)"
Инструкция по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий)