Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Вопрос-ответ
04/03/2024 15:03
 
30/06/2021 11:06

Жилищные вопросы

Вопрос: Какой порядок получения арендного жилья?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 112 Жилищного кодекса Республики Беларусь информация о наличии свободного арендного жилья коммунального жилищного фонда на территории Пинского района (место нахождения, количественный и качественный состав, характеристика, уровень благоустройства, размер платы за пользование) и сроке обращения за предоставлением арендного жилья размещается на Интернет-странице Пинского райисполкома официального сайта Брестского областного исполнительного комитета (http://brest-region.gov.by) в разделе «Экономика» (ЖКХ), а также соответствующая информация имеется в службе «одно окно» райисполкома Пинского райисполкома.

Срок обращения за предоставлением арендного жилья устанавливается не менее пятнадцати календарных дней со дня размещения информации.

С письменным заявлением о предоставлении арендного жилья можно обратиться в сроки, указанные в размещаемой информации, в службу «одно окно» райисполкома, где будет предоставлен для заполнения соответствующий бланк заявления.

По истечении сроков подачи райисполком рассматривает заявления граждан о предоставлении жилья и принимает соответствующее решение о предоставлении арендного жилья или об отказе в предоставлении арендного жилья.

Заявления о предоставлении арендного жилья удовлетворяются в порядке очередности:

исходя из даты постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - для граждан, состоящих на таком учете;

поступления заявлений о предоставлении арендного жилья при условии отсутствия заявлений от граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, - для граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

Вопрос: Каким образом сельский исполнительный комитет рассчитывает квадратные метры при рассмотрении им документов, которые подал гражданин, обратившийся за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с нехваткой квадратных метров?

Ответ: Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются в том числе граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. м (в г. Минске - менее 10 кв. м) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске либо населенных пунктах Минского района - исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в г. Минске и населенных пунктах Минского района).

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске либо населенных пунктах Минского района – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в городе Минске и населенных пунктах Минского района), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей жилых помещений частного жилищного фонда), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

11/02/2015 07:02

Вопросы труда и социальной защиты

Вопрос:   Сколько нужно иметь стажа работы для назначения трудовой пенсии?

Ответ: На основании статьи 5 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» с  1 января 2021 года право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты страховых взносов не менее 18 лет.  При наличии менее 18 лет страхового (рабочего) стажа иные виды деятельности (военная служба, время ухода за детьми, время ухода за инвалидами 1 группы либо лицами старше 80-ти лет, время получения пособия по безработице) в страховой стаж не засчитывается.

Вопрос: Засчитывается ли в специальный стаж работы декретный отпуск по уходу за ребенком при назначении пенсии педработнику?

Ответ: На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2000 г. № 919 в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, имевший место до 1 января 2000 г., если отпуску или переводу на другую работу в связи с беременностью непосредственно предшествовала работа, дающая право на пенсию за выслугу лет.

Вопрос: Если нет требуемого страхового стажа, можно ли рассчитывать на назначение социальной  пенсии?

Ответ: Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств. Мужчинам, достигшим 65 летнего возраста, женщинам- 60 летнего возраста. Размер пенсии составляет 50% бюджета прожиточного минимума.     С 1 января 2021 года граждане, которые имеют 10 и более лет страхового стажа могут претендовать на назначение пенсии при неполном страховом стаже. Пенсия исчисляется в размере 73% бюджета прожиточного минимума. При этом за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 % бюджете прожиточного минимума, но не более чем 100% этой величины.

Вопрос: На какую пенсию может рассчитывать инвалид с детства при достижении пенсионного возраста?

Ответ: Инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:                      инвалиды с детства 1 и 2 группы – при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин;                                                                  инвалиды с детства 3 группы – при стаже работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин.

Вопрос: Кому назначаются пособия по уходу за инвалидами 1 группы?

Ответ: Прежде всего, хотелось бы обратить внимание, что забота и помощь нетрудоспособным членам семьи не только соответствует традициям и моральным устоям общества, но и является законодательно закрепленной обязанностью. В статьях 100, 102 Кодекса о браке и семье указано, что совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях, в том числе содержать нуждающихся в посторонней помощи.

Основное предназначение государственного пособия по уходу за инвалидами 1 группы либо лицом, достигшим 80- летнего возраста и нуждающимся по заключению МРЭК в постоянном уходе (срок действия которого 6 месяцев), - предоставление источника средств существования лицам, вынужденным оставить работу из-за необходимости осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным лицом.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149 «О пособии по уходу за инвалидами 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста» право на пособие имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами, нуждающимися в постоянном уходе.

Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц, живущих в одном населенном пункте и ведущие положительный образ жизни, для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки.

Вопрос: Как внести изменения в наименование должности в контракт в связи с допущенной ошибкой в наименовании?

Ответ: Если наименование должности работника изначально было сформулировано неверно, или оно не соответствует действующему законодательству, или же была допущена техническая ошибка (опечатка), то исправление этой ошибки не должно повлечь за собой поручение работнику работы по другой квалификации или должности служащего. Согласия работника на внесение таких изменений в контракт не требуется, поскольку должна исправляться только допущенная ошибка. Однако работника необходимо уведомить об ошибке, а также о необходимости и способе ее исправления.

Внесение изменений в контракт производится путем оформления дополнительного соглашения к контракту. Оно оформляется в письменной форме и составляется в двух экземплярах. Каждая страница дополнительного соглашения должна быть подписана работником и нанимателем (руководителем организации или иным уполномоченным должностным лицом), а также пронумерована. После этого один экземпляр дополнительного соглашения передается работнику. Другой экземпляр остается и хранится у нанимателя (ч. 1 ст. 18 ТК).

В дополнительном соглашении необходимо указать, что оно имеет обратную силу, то есть распространяет свое действие на прошлое время. Например, сформулировать условие дополнительного соглашения так: "Изменения, внесенные настоящим дополнительным соглашением в контракт от 21.12.2020 N 16, действуют с даты подписания сторонами указанного контракта".

Кроме того, нанимателю следует внести соответствующие изменения в другие кадровые документы, в которых указано неправильное наименование должности работника. Это могут быть штатное расписание, должностная инструкция, инструкции по охране труда, график трудовых отпусков, формы персонифицированного учета, трудовая книжка, личное дело и др.

По общему правилу наниматель обязан оформлять изменение условий контракта приказом (распоряжением). Однако в данном случае как такового изменения условий контракта не происходит, поскольку исправляется только допущенная ошибка. В данном случае целесообразно издать приказ с указанием работнику кадровой службы подготовить дополнительное соглашение к контракту, изменения в другие кадровые документы в связи с обнаружением ошибки, указать содержание ошибки, а также сроки подготовки необходимых документов. С таким приказом следует ознакомить работника кадровой службы, а также работника, в контракте которого допущена ошибка (п. 15 ч. 1 ст. 55 ТК).

 

Вопрос: Какие введены новшества в законодательство при работе по совместительству в связи с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс Республики Беларусь?

Ответ: С 28.01.2020 в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. №Об изменении законов» совместители могут работать полный рабочий день (смену) во время своего трудового отпуска по основному месту работы (ч. 2 ст. 345 ТК). Напомним, что ранее такая возможность предоставлялась, только если совместитель находился в социальном отпуске по инициативе нанимателя из-за временной приостановки работ или уменьшения их объема.

Появилось новое основание увольнения. Так, трудовой договор с совместителем может быть прекращен из-за того, что работа по совместительству становится для него основной (п. 2 ст. 350 ТК).

 

Вопрос: Как изменился порядок продления и заключения новых контрактов с 28.01.2020?

Ответ: С 28.01.2020 начали действовать новые правила продления контрактов и заключения новых. С работником, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, контракт по соглашению сторон продлевается до истечения максимального срока действия контракта (пять лет). На меньший срок продлить можно, но только с письменного согласия такого работника. А если пятилетний срок контракта истек, то новый контракт с добросовестным работником заключается минимум на три года. Можно и на один или два года, но опять-таки с письменного согласия работника (ч. 3, 4 ст. 261-3 ТК).

Обязательные условия, которые должен содержать контракт, теперь указаны в ст. 261-2 ТК. Перечень таких условий претерпел изменения. В частности, из их числа исключено условие о полной материальной ответственности работников, с которыми заключены контракты. Кроме того, изменилась примерная форма контракта, установленная законодательством.

Как и прежде, контракт составляется в письменной форме. При этом каждую его страницу, а также каждую страницу приложений к нему необходимо пронумеровать и подписать обеим сторонам. Это правило действует в отношении всех видов трудовых договоров (ч. 1 ст. 18 ТК).

Вопрос: Является ли внесение изменений в контракты с работниками на основании Указа № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» изменением существенных условий труда?

Ответ: Нет. Согласно статье 19 Трудового кодекса в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Таким образом, внесение изменений, связанных с вступлением в силу Указа № 27, в трудовые договоры (контракты) с работниками является приведением их в соответствие с законодательством и не является изменением существенных условий труда.

Вопрос. Можно ли установить компенсацию за разъездной характер работы работникам, которые осуществляют регулярные служебные поездки?

Ответ: Согласно статье 91 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель (статья 91 Трудового кодекса).

В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса, наниматель может устанавливать работникам компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (далее – компенсации), порядок, условия и размеры которых определены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 июля 2014 г. № 70 (далее – Инструкция).

Компенсация за разъездной характер работы устанавливается работникам, выполняющим работу на объектах, расположенных вне места постоянной работы, связанную с поездками сверх установленной продолжительности рабочего времени от места постоянной работы до места работы на объекте и обратно, а также с регулярными служебными поездками в пределах обслуживаемого ими участка.

Инструкцией определено, что конкретный размер компенсаций, а также порядок и условия их выплаты, устанавливаются локальным правовым актом организации в размере, не превышающем размер суточных, установленных законодательством при направлении в командировку, как в пределах Республики Беларусь, так и за границу.

То есть, целесообразность принятия в организации соответствующего локального правового акта и конкретный размер компенсации оценивается нанимателем. Установление работникам компенсаций, а также обязанность нанимателя выплачивать компенсации должна быть предусмотрена в данных актах и трудовых договорах.

Таким образом, данный вид компенсации связан с особенностью организации труда работников, невозможностью выполнения ими своей трудовой функции на одном постоянном рабочем месте.

Вопрос: Физическое лицо работает по гражданско-правовому договору. Может ли его месячный заработок быть ниже минимальной заработной платы?

Ответ: В соответствии Законом Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников. Следовательно, нормы Закона не распространяются на гражданско-правовые отношения.

 

11/02/2015 07:02

Вопрос: Обязан ли гражданин поддерживать порядок за пределами своего земельного участка?

Ответ: Да, такая обязанность у владельцев земельных участков имеется.

С 26 июля 2020 г. вступило в силу Положение о порядке определения размеров (пределов) территорий земель общего пользования населенных пунктов для выполнения работ по поддержанию их надлежащего санитарного состояния.

Определять конкретные размеры территорий, к санитарному содержанию которых могут привлекать землепользователей, должны соответствующие исполкомы, путем принятия решения исходя параметров, изложенных в Положении.

Например, если к работам привлекаются граждане, то они проводят санитарные работы от границы своего земельного участка до тротуара или проезжей части, по остальным сторонам земельного участка - на территории не более 10 м.

В перечень санитарных работ включены очистка и уборка территорий, уход за газонами и другими зелеными насаждениями (обрезка, скашивание и др.), расчистка от снега и наледи, обработка противогололедными средствами, сбор, разделение по видам и удаление коммунальных отходов, уборка водоотводных систем открытого типа.


Вопрос: Обязанности землепользователей и ответственность за их невыполнение?

Ответ: В настоящее время на территории Пинского района активно проводятся работы по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов.

Одним из зачастую встречающихся нарушений является нарушение порядка использования земли и требований по ее охране.

Нарушителями, как правило, являются и те граждане, которые получили земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов, однако в установленный законодательством срок не приступили к занятию земельного участка.

Справочно: В соответствии с требования законодательства гражданин в течение одного года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязан приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство, иное освоение земельного участка). При этом, под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).

При этом, такие участки на местности сразу бросаются в глаза, так как в большинстве случаев зарастают сорной, а иногда и древесно-кустарниковой растительностью.

Стоит напомнить, что в действующем законодательстве четко определены обязанности землепользователей, одним из которых является эффективное использование земельных участков.

Справочно: так, землепользователи обязаны:

- использовать предоставленные земельные участки в соответствии с их целевым назначением;

- благоустраивать и эффективно использовать земельные участки;

- предотвращать зарастание земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушения требований по охране земель в виде штрафа. Размер штрафа, возлагаемого на гражданина, составляет до двадцати пяти базовых величин.

Не стоит также забывать, что за нарушение требований законодательства земельный участок может быть изъят  в установленном порядке.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что не следует ждать, когда власти придут к Вам на земельный участок и «помогут» навести порядок, прибегая к административным мерам, наводите порядок сами, ведь от вклада каждого из нас в наведение порядка на земле зависит благосостояние, процветание и красота нашей страны!


Вопрос: Гражданину, как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставлен земельный участок для строительства обслуживания жилого дома. При этом, гражданин в установленный законодательством срок не обратился за государственной регистрацией прав на земельный участок. Какие последствия и что делать?

Ответ: В соответствии с частью второй статьи 70 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс о земле) землепользователь в течение двух месяцев со дня принятия решения о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства обязан в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией этого земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него.

При этом,  согласно части первой статьи 68 Кодекса о земле при невыполнении указанного требования решение о предоставлении земельного участка считается утратившим силу.

Таким образом, если гражданин не обратился в установленный законом срок за государственной регистрацией предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома земельного участка, соответствующее решение о его предоставлении признается утратившим силу.

В связи с этим, данный земельный участок подлежит включению в перечень свободных (незанятых) земельных участков для последующего предоставления гражданам в установленном порядке.

Далее, если гражданин продолжает состоять на учете граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, ему вновь в соответствии с требованиями, установленными Положением о едином порядке учета граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 1781,  в установленном порядке предлагается земельный участок из перечня свободных (незанятых) земельных участков.


К списку новостей