Управлением оперативных мероприятий Брестской областной налоговой инспекции в декабре 2020 года в кафе на улице Советской в г. Бресте пресечен факт оборота алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее приобретения, за что судом наложено штрафов на сумму 7,15 тыс. рублей.
А в мае 2021 года благодаря ответственной гражданской позиции бывшего работника указанного кафе, который сообщил об известных ему фактах выплаты зарплаты «в конверте», сотрудниками управления оперативных мероприятий установлено 19,1 тыс. рублей выручки, не учтенной при налогообложении, с которой выплачено «серой зарплаты» в сумме 10,1 тыс. рублей. Вместе с тем, повторно изъята алкогольная продукция, в отношении которой директором юридического лица предоставлена товарная накладная, не принятая налоговым органом во внимание в связи с ее несоответствием фактически совершенной хозяйственной операции.
За продажу в кафе продукции без использования кассового оборудования областной налоговой инспекцией наложено штрафов на сумму 4,3 тыс. рублей, за нелегальный оборот алкогольной продукции, совершенный повторно, судом наложено штрафов на сумму 13,9 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе ведения административных процессов работник кафе, являясь свидетелем совершения правонарушения, дал заведомо ложное объяснение с целью избежания юридическим лицом административной ответственности, за что налоговым органом составлен на работника протокол по статье 25.4 КоАП, а суд привлек его к ответственности в виде штрафа в размере 290,0 рублей.
Вместе с тем, директор юридического лица, осуществлявшего деятельность в кафе (в настоящее время находится в стадии прекращения деятельности), предоставил в управление оперативных мероприятий квитанции, по его мнению, являющиеся подтверждением уплаты штрафов, которые вызвали сомнения в их подлинности. По признакам подделки квитанций, изготовленных без фактической уплаты в банке штрафов, правоохранительные органы Брестчины проводят проверку.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.Инспекция МНС по Пинскому району напоминает, что в соответствии с подпунктом 2.1, абзацем вторым подпункта 2.3 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров» и Перечнем товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах», обувные товары подлежат маркировке средствами идентификации с 1 ноября 2021 года.
Требования организаций оптовой и розничной торговли об отгрузке обувных товаров, промаркированных средствами идентификации, до этой даты, является неправомерным.
Инспекция МНС Республики Беларусь
по Пинскому районуИнспекция МНС по Пинскому району предупреждает руководителей организаций, а также индивидуальных предпринимателей об ответственности за неисчисление и неперечисление сумм подоходного налога с физических лиц.
Обращаем внимание, что с 01.01.2021 в соответствии с пунктами 5 и 51 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.
Согласно части 2 статьи 195 НК под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов физического лица и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Статьей 14.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) в редакции, вступившей в силу с 01.03.2021, предусмотрена административная ответственность за отсутствие учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) доходов в учете.
Выявление данных фактов влечет наложение штрафа на должностное лицо юридического лица в размере от 1 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 2 до 25 базовых величин, а на юридическое лицо - от 5 до 50 базовых величин. Нарушения, совершенные повторно в течение одного года, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 4 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин.
Также, статьей 14.5 КоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).
Так, пунктом 4 указанной статьи за невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, в том числе должностным лицом юридического лица, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 120 базовых величин. Если нарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, сумма штрафа составит от 100 до 200 базовых величин.
Помимо административной ответственности также предусмотрена и уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
1. Настоящим Положением определяются особенности осуществления интернет-торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями, произведенными в Республике Беларусь и маркированными кодами идентификации (далее - ювелирные изделия).
2. Для целей настоящего Положения используются термины в значениях, установленных законами Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. N 110-З "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и от 8 января 2014 г. N 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", а также следующие термины и их определения:
интернет-торговля - розничная торговля с использованием глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазины;
код идентификации - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде двумерного штрихового кода DataMatrix и являющаяся ссылкой в автоматизированную информационную систему маркировки ювелирных изделий Республики Беларусь, содержащую информацию о товаре;
покупатель - физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее ювелирные изделия для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
продавец - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющей работой и услугой которой является розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;
этапы обращения ювелирных изделий - изготовление ювелирных изделий, а также действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на ювелирные изделия.
3. Интернет-торговля ювелирными изделиями осуществляется в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. N 703, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
4. Для осуществления интернет-торговли ювелирными изделиями продавцу необходимо зарегистрироваться в качестве участника пилотного проекта, реализуемого в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2019 г. N 492 "О реализации пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий".
5. Обязательными условиями интернет-торговли ювелирными изделиями являются:
5.1. наличие у продавца одного или нескольких стационарных торговых объектов, указанных в специальном разрешении (лицензии) на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющей работой и услугой которой является розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - стационарные торговые объекты);
5.2. хранение ювелирных изделий, реализуемых через интернет-магазин, в стационарных торговых объектах.
При наличии у продавца специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющими работами и услугами которой являются оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями и (или) изготовление продукции (изделий), ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, допускается хранение ювелирных изделий, реализуемых через интернет-магазин, в объектах осуществления таких работ и услуг, указанных в таком специальном разрешении (лицензии);
5.3. доставка ювелирных изделий покупателю с учетом Правил охраны драгоценных металлов и драгоценных камней при их транспортировке по территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 2012 г. N 763, продавцами либо юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, уполномоченными продавцом или законодательством на доставку ювелирных изделий;
5.4. пересылка национальным оператором почтовой связи ювелирных изделий внутренними или международными посылками с объявленной ценностью в соответствии с законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь;
5.5. предоставление покупателям возможности:
сканирования нанесенного на товарный ярлык (этикетку) кода идентификации при получении ювелирных изделий;
получения ювелирных изделий, заказанных и (или) приобретенных через интернет-магазин, в стационарных торговых объектах;
оплаты заказанных ювелирных изделий как предварительно, так и при их получении, в том числе в стационарных торговых объектах;
5.6. внесение информации о всех этапах обращения ювелирных изделий, в том числе о реализации через интернет-магазин, в автоматизированную информационную систему маркировки ювелирных изделий Республики Беларусь в порядке, установленном Министерством финансов.
Вносимая в автоматизированную информационную систему маркировки ювелирных изделий Республики Беларусь информация об этапах обращения ювелирных изделий, изготовленных до 12 апреля 2021 г., включает информацию об их изготовлении и реализации через интернет-магазин. Иная информация об этапах обращения таких ювелирных изделий в автоматизированную информационную систему маркировки ювелирных изделий Республики Беларусь вносится на добровольной основе.
6. До заключения договора продавец должен довести до сведения покупателя следующую информацию, размещенную:
6.1. на главной странице сайта интернет-магазина:
наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица; если продавцом является индивидуальный предприниматель - фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, информация о государственной регистрации, а также наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь;
номер специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющей работой и услугой которой является розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, наименование государственного органа, выдавшего это специальное разрешение (лицензию);
места нахождения стационарных торговых объектов и режим их работы либо гиперссылка на страницу сайта интернет-магазина, на которой размещена данная информация;
режим работы интернет-магазина;
способы оплаты товаров и их доставки;
гиперссылка на специальное мобильное приложение, с помощью которого покупатель в целях получения полной информации об ювелирном изделии имеет возможность сканировать код идентификации;
6.2. на сайте интернет-магазина:
условия приобретения и оплаты ювелирных изделий;
сроки, цена и условия оплаты доставки ювелирных изделий;
рекомендации и (или) ограничения по использованию;
образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств;
наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица, уполномоченного продавцом или законодательством на доставку ювелирных изделий;
информация об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему ювелирных изделий, включая информацию о порядке возврата денежных средств, уплаченных за ювелирные изделия;
информация о реализуемом ювелирном изделии:
наименование;
дата изготовления;
цена;
наименование и проба драгоценного металла;
масса изделия в граммах (для личных украшений и предметов туалета из серебра - при необходимости);
размер кольца, браслета, цепочки, длина присоединительного звена браслета;
наименование материала вставок (при их наличии);
характеристика вставки (для драгоценных камней);
гарантийный срок;
комплектность;
необходимые сведения о правилах и условиях ухода.
Информация о цене ювелирного изделия и цене его доставки доводится шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в описании ювелирных изделий.
7. Предложение товаров при осуществлении интернет-торговли ювелирными изделиями признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора.
Договор, содержащий все существенные условия, считается заключенным в момент получения продавцом, направившим оферту, ее акцепта, направленного покупателем посредством использования глобальной компьютерной сети Интернет.
8. Собственники (владельцы) информационных ресурсов, предоставляющие продавцам услуги, связанные с осуществлением интернет-торговли ювелирными изделиями, оказывают покупателям содействие в защите прав потребителей путем предоставления информации о продавце (наименование и место нахождения организации, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации организации, индивидуального предпринимателя), в передаче продавцу претензии покупателя в случае необоснованного отказа продавца принимать такую претензию, а также фиксируют факт обращения покупателя.Под зарплатой «в конверте» («серой» зарплатой) понимается форма оплаты труда, налоги с которой оплачиваются частично. То есть зарплата работника фактически делится на две части: одна – как правило, в размере минимальной зарплаты – выплачивается официально, с нее наниматель платит налоги и отчисления, а вторая часть передается работнику на руки.
Такая нелегальная схема позволяет нанимателям уйти от уплаты подоходного налога с физических лиц, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Наниматель делает это вовсе не для того, чтобы помочь сэкономить работнику на подоходном налоге, а чтобы побольше заработать нелегального «навара», уйдя от уплаты налогов и используя в этой опасной игре с законом работника, делая из него участника теневой экономики.
То, что сегодня кажется выгодой, завтра может обернуться убытком. Наиболее очевидные минусы зарплаты в «конверте»:
- при исчислении размера пенсии будут учтены только те суммы заработка, из которых уплачены страховые взносы.
Cледовательно, размер пенсии будет намного ниже, чем если бы он был исчислен из всей суммы заработанных средств;
- в случае возникновения проблем со здоровьем работник не получит оплату больничного листка по временной нетрудоспособности и по беременности и родам либо получит из расчета только официально полученной заработной платы;
- из-за низкого дохода по месту работы у работника могут возникнуть проблемы с получением банковского кредита (на строительство, покупку квартиры);
- крупные покупки - под контролем. Оплата обучения, покупка квартиры или дома, автомобиля - все это находится под контролем ряда государственных органов, и у человека в любой момент могут потребовать предоставить декларацию для установления источника доходов и их размера;
- проблемы при получении выплат при увольнении. В день увольнения работнику должны быть выплачены все причитающиеся деньги, сюда относится зарплата за период работы перед увольнением и денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- и самое главное для работника - отсутствие каких-либо гарантий получения оговоренной оплаты своего труда.
Таким образом, от получения зарплаты «в конверте» в проигрыше остается не только бюджет, но и в первую очередь сам работник.
Обман государства обходится дорого: с нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскивается налог и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.
Так, с 01.01.2021 согласно пунктов 5 и 51 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления нанимателем подоходного налога уплата его осуществляется за счет собственных средств нанимателя и не подлежит дальнейшему удержанию у физических лиц - работников.
Организация-плательщик должна уплатить авансовые платежи за I, II и III кварталы каждого отчетного года (п. 8 ст. 307-7 Налогового Кодекса, далее НК). Платежи составляют 1/4 суммы налога, рассчитанной исходя из ставки налога и наличия транспортных средств на 1-е число первого месяца каждого квартала.
СПРАВОЧНО: Транспортный налог с организаций и физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивается в доходы республиканского бюджета на счета главных управлений, открытые для зачисления платежей, контроль за уплатой которых осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет организаций (код платежа 3113), по месту жительства физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (код платежа 3114).
Уплаченные суммы авансовых платежей в разрезе кварталов отражают в декларации, включающей в себя в том числе расчет транспортного налога с организаций. В расчете налог исчисляется отдельно по каждому транспортному средству.
Декларация подается 1 раз в год за истекший налоговый период (календарный год). Срок ее представления в налоговый орган - не позднее 20 февраля года, следующего за налоговым периодом. Если 20 февраля приходится на признаваемый в соответствии с законодательством выходной день или нерабочий государственный праздник (нерабочий праздничный день), срок представления переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 3 ст. 307-8, ч. 7 ст. 4 НК).Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица. Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.
От налога за владение собаками освобождаются следующие категории граждан:
инвалиды по зрению, владеющие собакой-поводырем;
ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
инвалиды I и II группы;
неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, владеющие не более чем одной собакой, при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц, за исключением военнослужащих срочной военной службы, граждан, направленных на альтернативную службу, а также лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы (при наличии подтверждающих документов);
проживающие в одноквартирных и блокированных жилых домах, в случае если собака не используется в предпринимательской деятельности.
Указанные льготы предусмотрены решениями всех городских и районных Советов депутатов Брестской области.
1. Общие положения.
В соответствии с пунктом 8 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – Положение № 924/16), в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом на кассовом оборудовании, с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО), юридические лица и индивидуальные предприниматели не позднее следующего рабочего дня уведомляют об этом республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»).
Для субъектов хозяйствования в СККО формируются статистические отчеты и сервисы, позволяющие получать данные о продажах и работе кассового оборудования, в том числе для организации работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, с информацией, содержащейся в СККО.
Кассовым оборудованием, информация от которого передается в СККО, согласно пункту 2 Положения № 924/16, являются кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометром, билетопечатающие машины (далее – кассовые аппараты) и программные кассы.
Факты несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете) на бумажном носителе, находящемся у субъекта хозяйствования, с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО, используются в целях выяснения причин их возникновения и принятия необходимых мер по их устранению.
Возникающие проблемы можно условно разделить на 4 блока:
Проблемы на стороне СККО или установленного в кассовый аппарат средства контроля налоговых органов (далее – СКНО);
проблемы на стороне оператора программных кассовых систем, средства контроля оператора, предоставленного оператором программных кассовых систем;
проблемы на стороне кассового аппарата или программной кассы;
проблемы со стороны персонала субъекта хозяйствования при использовании кассового оборудования.
2. Общие механизмы использования кассового оборудования.
В соответствии с пунктом 5 Положения № 924/16 в начале рабочего дня (после открытия смены) кассир на кассовом оборудовании выполняет установку корректных даты и времени (при необходимости), открытие смены (обязательно, если не производится кассовым оборудованием автоматически), операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег. При необходимости внесения в течение рабочего дня (смены) наличных денежных средств в ящик для денег кассир выполняет операцию регистрации внесения наличных денежных средств в ящик для денег. При изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), кассир на кассовом оборудовании выполняет до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег.
Согласно пунктам 4 и 5 Положения № 924/16 в течение рабочего дня (смены) кассир с использованием кассового оборудования:
при приеме денежных средств проводит суммы принятых денежных средств;
при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), выполняет операцию регистрации факта возврата денежных средств;
в случае допущенных ошибок при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, при незавершенной операции оформления чека в результате сбоев в работе кассового оборудования (после начала оформления чека), нехватке средств платежа у покупателя (после оформления чека) выполняет операцию по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа.
В соответствии с пунктом 6 Положения № 924/16 по окончании рабочего дня (смены) кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией (для кассовых аппаратов, руководством пользователя (для программных касс) суточный (сменный) отчет (Z-отчет) (далее – Z-отчет). В Z-отчете помимо прочего содержится информация о:
сумме и количестве служебных внесений денег (по каждой валюте);
сумме и количестве служебных выдач денег (по каждой валюте);
сумме и количестве возвратов (по каждой валюте);
сумме и количестве аннулирований (по каждой валюте);
количестве оформленных за сутки (смену) платежных документов;
номерах первого и последнего платежных документов в смене (сутках) по данному Z-отчету;
сумме продаж по каждому виду платежного средства (по каждой валюте);
итоге сменных продаж (по каждой валюте).
3. Организация работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в СККО.
В целях исполнения требований пункта 8 Положения № 924/16 субъекты хозяйствования проводят на постоянной основе мониторинг соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в СККО (далее – мониторинг). Периодичность проведения такого мониторинга определяется субъектом хозяйствования самостоятельно (с учетом количества используемого кассового оборудования, специфики организации своей работы). Вместе с тем, рекомендуется для использования субъектами хозяйствования корректных данных СККО, в том числе для целей заполнения налоговых деклараций (расчетов), проводить мониторинг не реже 1 раза в месяц, предпочтительно после 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Обращаем внимание, что с 1 января 2019 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 121, подпунктом 2.5.8 пункта 2 статьи 213, подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 213, частью второй пункта 15 статьи 328 Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщики налога на добавленную стоимость, индивидуальные предприниматели – плательщики подоходного налога с физических лиц, плательщики налога при упрощенной системе налогообложения, определяют соответственно дату отгрузки товаров при розничной торговле и (или) общественном питании, дату фактического получения дохода, дату отражения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один календарный день и заканчивающейся на другой календарный день, по дате открытия этой смены, отражаемой в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием.
Таким образом, субъекты хозяйствования для целей налогообложения могут сопоставлять полученную выручку для отражения в налоговой декларации, в том числе, с информацией, содержащейся в СККО:
на основании отчетов, сформированных на основе платежных документов, поступивших в СККО. Указанный подход применяется в случае, когда смена начинается и заканчивается в течение одного календарного дня;
на основании данных, содержащихся в Z-отчетах, открытых в отчетных периодах (месяц, квартал), поступивших в СККО. Указанный подход применяется в случае, когда смена начинается в один календарный день и заканчивается на другой календарный день.
Мониторинг предлагается проводить путем сопоставления:
информации, поступившей в СККО, из платежных документов, с информацией, отраженной в бумажных Z-отчетах;
информации, поступившей в СККО, из Z-отчетов, с информацией, отраженной в бумажных Z-отчетах.
По общему правилу информация о сформированных на кассовом оборудовании документах передается в центр обработки данных СККО (далее – ЦОД СККО) с установленным режимом передачи on-line.
Вместе с тем следует иметь в виду и учесть, что при низком или нестабильном уровне GSM-связи в месте использования кассового оборудования, документы могут поступать в ЦОД СККО с запаздыванием (при этом преимущество при передаче документов в ЦОД СККО дается Z-отчетам).
Целью мониторинга является контроль поступления в СККО полной и достоверной информации о продажах (выручке), проведенной через кассовое оборудование субъекта хозяйствования, что позволит в дальнейшем, в том числе исключить контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами в рамках камерального контроля по результатам сверки информации из налоговых деклараций (расчетов) и СККО (для случаев реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассового оборудования).
Мониторинг рекомендуется проводить следующим образом.
3.1. Для субъектов хозяйствования, определяющих выручку на основании отчетов, сформированных на основе платежных документов, поступивших в СККО.
Предлагается сформировать статистический отчет № 35 «Выручка по данным чеков в разрезе КО (детализация по датам)»
(далее – отчет № 35).
При этом учитывается следующее. Выручка по данным платежных документов (чеков) в АИС ККО рассчитывается в разрезе календарных суток, то есть с 00:00 ч до 24:00 ч соответствующих суток. В случае, если у субъекта хозяйствования используется кассовое оборудование с режимом работы, переходящим на следующие сутки, например с 10:00 ч одних суток до 09:00 ч других суток, то информация в отчете № 35, о сумме продаж по данным платежным документам (чекам) в АИС ККО будет рассчитываться за соответствующие календарные сутки, в отличие от информации, содержащейся и рассчитывающейся в отчете № 34 по данным Z-отчетов, в которых вся сумма продаж (выручки) отражается в рабочий день (смену) по дате открытия этой смены, отраженной в Z-отчете.
Отчет № 35 позволяет получить детализированные данные о:
количестве платежных документов (чеков) (графа 10);
суммах выручки (графа 6, вычисляется как сумма наличных и безналичных продаж (графы 7 и 8), за минусом сумм возвратов и аннулирований (графы 13 и 15);
количестве и суммах аннулирований как в разрезе каждого
дня месяца, так и итоговые данные о количестве и суммах за заданный период – календарный месяц (графы 12 и 13);
количестве и суммах возвратов (графы 14 и 15);
суммах авансовых платежей, например, при продаже подарочного сертификата, абонемента, иного документа либо средства на предъявителя, удостоверяющего право лица, его представившего, на получение товаров (работ, услуг) на сумму, эквивалентную номиналу этого документа (графа 11, содержит данные только при наличии реализованной функции в кассовом оборудовании и корректном оформлении чека продажи подарочного сертификата, абонемента, иного документа кассиром. Настройка данной функции в отдельных моделях кассовых аппаратов может быть произведена путем обращения в центры технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее - ЦТО), в программных кассах – к операторам программных касс);
суммах «В том числе другими способами оплаты», при реализации товаров (работ, услуг) на основании предъявления покупателем подарочного сертификата, абонемента, иного документа на предъявителя, удостоверяющего право лица, его представившего, на получение товаров (работ, услуг) на сумму, эквивалентную номиналу этого документа (графа 9, отображается только при наличии реализованной функции в кассовом оборудовании и корректном оформлении чека продажи товара кассиром.
Настройка данной функции в отдельных моделях кассовых аппаратов может быть произведена путем обращения в центры технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее - ЦТО), в программных кассах – к операторам программных касс);
По результатам формирования указанного отчета субъект хозяйствования может сопоставить:
количество платежных документов, сформированных на кассовом оборудовании, за выбранный период, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графа 10);
суммы выручки, отраженной в платежных документах, сформированных кассовым оборудованием с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графы 6-9);
количество и суммы возвратов и аннулирований, проведенных с использованием кассового оборудования, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графы 12-15).
При выявлении по результатам сопоставления несоответствий (одного или нескольких), субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Рекомендаций.
3.2. Для субъектов хозяйствования, определяющих выручку по данным Z-отчетов.
Предлагается сформировать статистический отчет № 34 «Отчет по данным Z-отчетов (детализация по датам)» (далее – отчет № 34).
Указанный отчет позволяет получить детализированные данные о:
номерах Z-отчетов (графа 4);
датах и времени открытия и закрытия смен (графы 5 – 8);
количестве платежных документов (чеков) (графа 9);
сумме продаж (с делением на наличные и безналичные)
(графы 10 – 12);
количестве и суммах возвратов (графы 13 и 14);
количестве и суммах аннулирований (графы 15 и 16),
как в разрезе каждого Z-отчета, так и итоговые данные о количестве и суммах за заданный период – календарный месяц.
Данные в отчете № 34 отображаются на основании поступивших в СККО Z-отчетов, в которых дата открытия смены относится к выбранному отчетному периоду (в разрезе суток).
По результатам формирования отчета № 34 субъект хозяйствования сопоставляет:
количество и номера оформленных на кассовом оборудовании за выбранный период Z-отчетов с количеством и номерами, указанными в отчете № 34 (графа 4);
количество платежных документов, сформированных на кассовом оборудовании и указанных в сформированных этим оборудованием
Z-отчетах с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 4 и 9);
даты и время открытия и закрытия смены, указанные в оформленных на кассовом оборудовании за выбранный период
Z-отчетов с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 5-8);
суммы продаж (графа 10), в том числе наличными и безналичными (графы 11, 12), с данными бумажных Z-отчетов;
количество и суммы возвратов и аннулирований, проведенных с использованием кассового оборудования, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 13-16).
При выявлении по результатам сопоставления несоответствий (одного или нескольких) субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Рекомендаций.
4. Использование сведений СККО для составления налоговых деклараций (расчетов).
Для субъектов хозяйствования рекомендуем использовать сведения отчета № 34 и отчета № 35 для отражения выручки в налоговой декларации (расчете) за соответствующий период, определяемой расчетом:
гр. 10 – гр. 14 – гр. 16 отчета № 34 - гр. 11 отчета № 35,
т.е. сумма выручки за минусом аннулирований, возвратов и авансов (из данных отчета по платежным документам).
При этом следует иметь ввиду, что выручка, рассчитанная по предложенной формуле, отраженная в налоговой декларации (расчете), подлежит корректировке в сторону увеличения в следующих случаях:
1. если подарочный сертификат в период срока его действия не предъявлен покупателем, то после истечения срока действия сертификата, сумма его стоимости для целей налогообложения включается в выручку того отчетного периода, в котором истек срок действия сертификата;
2. при окончательном расчете за выполненную работу, оказанную услугу, на сумму аванса, - для целей налогообложения в выручку того отчетного периода, в котором произведен окончательный расчет за выполненную работу, оказанную услугу с учетом аванса.
5. Порядок уведомления РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» об обнаружении несоответствия количества и содержания Z-отчетов, оформленных на кассовом оборудовании и содержащихся в системе контроля кассового оборудования.
При несовпадении сведений, содержащихся в сформированных на бумажном носителе Z-отчетах, находящихся у субъекта хозяйствования, с поступившими в ЦОД СККО данными, указанными в пункте 3 настоящих рекомендаций, субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в соответствии с заключенными ими гражданско-правовыми договорами на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в СККО.
О выявленных расхождениях субъекты хозяйствования уведомляют РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» посредством:
портала самообслуживания (кнопка «Написать нам» на сайте www.skko.by) без применения средств ЭЦП и с ЭЦП (предпочтительнее);
электронной почты z@skno.by;
почтового отправления (на бумажном носителе).
Уведомление, направляемое на бумажном носителе или по электронной почте, содержит следующие реквизиты:
наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), учетный номер плательщика;
учетный номер кассового оборудования в СККО;
дату, за которую выявлено несоответствие;
краткое описание несоответствия;
ссылку на пункт 8 Положения № 924/16;
должность, Ф.И.О. руководителя (уполномоченного лица) организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя).
6. Рассмотрение РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» поступивших уведомлений, информирование субъектов хозяйствования о результатах их рассмотрения.
Регистрации подлежат следующие уведомления:
– поступившие на портал самообслуживания,
– поступившие на электронный адрес z@skno.by;
– поступившие на бумажных носителях.
Регистрация уведомлений, поступивших на портал самообслуживания и на электронный адрес z@skno.by, осуществляется в автоматическом режиме. Регистрация уведомлений, поступивших на бумажных носителях, осуществляется лицом, осуществляющим регистрацию, в ручном режиме не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления.
Не позднее дня, следующего за днем регистрации уведомления в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», назначается работник, ответственный за его рассмотрение.
Уведомления рассматриваются не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с даты регистрации, если не требуется проведение дополнительных мероприятий (проверки, обследования и других мероприятий). При необходимости проведения дополнительного объема работ по выявлению проблемы, срок рассмотрения определяется по согласованию с руководством РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
По результатам рассмотрения уведомления РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информирует субъектов хозяйствования с выводами и предложениями по устранению выявленных технических несоответствий либо принятых мерах по недопущению таких искажений в дальнейшем.
РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» ведет учет результатов рассмотрения уведомлений, а также кассового оборудования, центров технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, по которым были установлены расхождения, для их использования при выполнении функций ЦОД СККО, установки, обслуживания, снятия СКНО, а также для использования налоговыми органами при осуществлении контроля за порядком использования кассового оборудования и приема средств платежа.
7. Действия субъектов хозяйствования после получения уведомления от РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
По результатам рассмотрения поступившей от
РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информации, в зависимости от причин, обусловивших наличие выявленных несоответствий, субъект хозяйствования предпринимает меры, направленные на их устранение, в том числе:
ремонт (замену) кассового оборудования (центром технического обслуживания, обслуживающего такое оборудование, при необходимости – доработка программного обеспечения кассового оборудования его производителем);
обслуживание (обновление программного обеспечения) программной кассы оператором программных кассовых систем, предоставившим программную кассу;
дополнительное обучение персонала пользованию кассовым оборудованием;
усиление контроля за работой персонала;
другие.