В соответствии со статьями 34 и 35 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»
Наниматели имеют право:
принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;
получать на безвозмездной основе от органов государственной службы занятости населения информацию о состоянии рынка труда;
обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения и их должностных лиц в вышестоящие государственные органы (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательными актами;
предоставлять путем размещения на информационном портале государственной службы занятости сведения о подборе граждан для осуществления деятельности по гражданско-правовому договору либо информацию о рабочих местах, планируемых к созданию и замещению.
Наниматели обязаны:
участвовать в проведении государственной политики в области содействия занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений;
оказывать помощь в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд;
обеспечивать профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в соответствии с законодательством;
выполнять установленную броню приема на работу безработных и обязанных лиц;
выполнять установленную квоту для приема на работу инвалидов;
не позднее чем за три месяца письменно уведомлять орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя и профсоюз о возможных массовых высвобождениях работников по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты;
не менее чем за два месяца до высвобождения работников по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), возраста, места жительства высвобождаемых работников, их уровня образования, квалификации, занимаемой ими должности служащего (профессии рабочего) и размера их средней заработной платы по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты;
принимать на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите безработных, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, и обязанных лиц;
принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения, трудоустройства в счет брони, перераспределения, а также направленных, перенаправленных на работу;
принимать на работу инвалидов, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов;
создавать рабочие места (в том числе специализированные) для трудоустройства безработных, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, и обязанных лиц. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается решениями Минского городского исполнительного комитета, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов;
создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий), за исключением указанных в части второй настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней со дня их образования с указанием условий и размера оплаты труда путем размещения этих сведений на информационном портале государственной службы занятости. Такие сведения представляются в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь. Наниматели со списочной численностью работников не более пяти человек вправе представлять сведения в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения свободного рабочего места (вакансии) в письменном виде;
информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении либо об исключении из штатного расписания свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с абзацем четырнадцатым настоящей части были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в течение двух рабочих дней со дня их заполнения либо исключения из штатного расписания путем размещения сведений, подписанных электронной цифровой подписью, соответствующей требованиям, указанным в абзаце четырнадцатом настоящей части, на информационном портале государственной службы занятости. Наниматели со списочной численностью работников не более пяти человек вправе представлять сведения в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения свободного рабочего места (вакансии) в письменном виде;
предоставлять оплачиваемые временные работы безработным и гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства, в соответствии с перечнями оплачиваемых временных работ, установленными Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами;
осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве, и информировать органы внутренних дел о неявке таких лиц на работу;
ежемесячно представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины обязанными лицами, в том числе повлекших уменьшение их заработной платы (табели использования рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, применения мер дисциплинарного взыскания);
представлять в органы по труду, занятости и социальной защите информацию в письменном виде, содержащую сведения о выделении и (или) создании рабочих мест в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов;
возместить фактические затраты органов по труду, занятости и социальной защите, связанные с организацией обучения безработных и иных граждан, в случае:
необоснованного отказа в приеме на работу по полученным должности служащего (профессии рабочего), специальности, квалификации при заключении трехстороннего договора;
незаконного увольнения в период установленного срока обязательной работы.
Наниматель вправе не уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий), если работа по этой вакантной должности служащего (профессии рабочего) выполняется работником дополнительно наряду с его основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), или сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в соответствии с законодательством.
Наниматель обязан в день увольнения обязанного лица по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, абзацем пятым пункта 7 статьи 42, пунктами 2 и 7 статьи 44, пунктом 2 части первой статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, направить об этом информацию:
в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо было трудоустроено на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы;
взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения в добровольном порядке возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве.
Нанимателям запрещается в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях) указывать дискриминационные условия (пол, расу, национальное и социальное происхождение, религиозные или политические убеждения, имущественное положение, возраст, недостатки физического или психического характера, не препятствующие исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции работника).
4. При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в течение двух рабочих дней со дня трудоустройства гражданина информирует об этом орган по труду, занятости и социальной защите (с указанием даты его приема на работу) посредством информационного портала государственной службы занятости. Наниматели со списочной численностью работников не более пяти человек вправе в пятидневный срок возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите направление на работу с указанием даты приема гражданина на работу.
5. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении на работу делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и возвращает это направление гражданину. Ответ по направлению на работу, выданному в электронном виде, направляется нанимателем в орган по труду, занятости и социальной защите посредством информационного портала государственной службы занятости в течение двух рабочих дней.
6. Ликвидация рабочих мест, созданных по решению Минского городского исполнительного комитета, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов для безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с этими органами.
Ответственность нанимателей за нарушениезаконодательства в области занятости населения в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях
Статья 10.11. Нарушение законодательства о занятости населения
1. Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, -
влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.
2. Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у этого нанимателя, -
влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.
3. Неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) -
влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.
Статья 10.12. Нарушение законодательства о труде
1. Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, -
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Форма "Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий)"
Инструкция по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий)